Потребителски вход

Запомни ме | Регистрация
Постинг
08.10.2017 11:14 - ПОЛОЖИТЕЛЕН ГЕРОЙ – ЩО Е ТО?
Автор: lazarlalev Категория: Лични дневници   
Прочетен: 1842 Коментари: 0 Гласове:
1


Постингът е бил сред най-популярни в категория в Blog.bg









                Според испанския мислител Хозе Ортега и Гасет аристократизмът е  засилена  взискателност към себе си. И той вероятно е прав, ако става въпрос  за типологическа изключителност – рязко отделяне от  статистическия човек.
                По неговия мерник обаче  и в  по-благоприятни за аристократизма времена като например дворянския феодализъм, много малко са представителите на човешкия род, които биха издържали такъв критерий. И те са сред  литературните  герои. Дори със своята респектираща известност, отделящи се от  добротния средняк. Да кажем, Дон Кихот, Хамлет, Фауст, Евгений Базаров на Тургенев, Константин Левин на Толстой. При това в твърде неравно художествено изпълнение: не без основание напр. на повечето читатели Константин Левин  от "Ана Каренина" на Толстой ще се стори скучен.
                Но в наше време, пак по Ортега, след "БУНТА НА ТЪЛПИТЕ" този критерий става  към всички останали съмнителни атрибути, още  и претенциозен и практически неприложим. И по бендеровски /"Златният телец"/  иронично звучащ: "КОЙ СИ ТИ БЕ, АРИСТОКРАТЕ".
               Затова и аристократизмът, ако изобщо го има, то осреднен, достъпен, ординерен. Не със всемирна и вечна, а 15-ет минутна медийна слава, не с "трънен венец", а  с "кепе" или, както  е  характерно  за американските  яйцеглави умници - съвсем лиса глава.
Аристократ, добре, но отъркан о нас в автобуса, или в опашката на универмага. "АРИСТОКРАТ, ЕЛА БЕ БРАТ" – би казал  подходящия за случая самодеен стихоплетец.
                   Но при  понижение на  тона с няколко октави,естествено  без да стига хриповете на басовия,  регистър, дефиницията на Ортега ще се окаже вярна. Във всеки човек е заложен нагон за по-добро и красиво  ЕГО, за  отредактирано и корегирано  АЗ, за същия този ФИЛАНКИШИЕВ, но в по-съвършено издание.  Да кажем, без зацапани долни гащи и непрана риза и вместо напиращо отвътре псувачество с по–галантни  обноски.
                С една  дума, има инстинкт към съвършенство у всеки човек. Изпаднал, клошар, а ще  придаде  форма на  брадата, ще надене  "секънд хенд"  подарен от някого панталон, ще лъсне вратовръзка на точици, а ако е дама – няма да е за очудване плисирана поличка и дантелена блузка. И непременно в някакво оригинално звучене и индивидуална отлика -   за отделяне от нивелиращата  конфекция.
Циганин, пиян, свиреп - веднъж насаме с мен ме е обрал и наритал, но същият под ръка с дама, циганка, но дама,  ме поздравява на улицата с възможната за това племе галантност.
                Така е, човек иска да бъде по-добър, по–хубав, по-значим, отколкото е. И в някакъв  по-завършен вид, с леката идеализация на  добрия разказвач, се получава  този прословут ПОЛОЖИТЕЛЕН ГЕРОЙ, към който се беше устремила по-мислещата  и образована част на обществото в Европа и Северна Америка от средата на Х!Х до Първата  световна война изографисания от Стефан Цвайг "светът от вчера".  Този "положителен герой", в името на когото се основаваха  цели писателски съюзи и свикваха пленуми на ЦК на "братските компартии".
                В живота, а вече и в литературата, много рядко такъв ПОЛОЖИТЕЛЕН ЧОВЕШКИ ТИП се удава. И причините са далеч не само субективни. Вероятно и самия социален строй се противопоставя  на такава човешка положителност.
                 Понякога  обаче и в наше време такива "обикновени чудеса" пръкват сред унилото и скучно  повседневие   на постмодерния средняк. Не с призива  да ги следваме, а с окуражителното откритие, че и това го има.
                Такъв "положителен герой" преоткривам сега  блогодарение  на фейсбука, чудодейното средство за самопредставяне и самоутвърждаване.
               Преоткривам, защото преди 20 г., когато  случайността ни запозна, той беше  в НУЛЕВАТА ТОЧКА НА ЛИТЕРАТУРАТА по Ролан Барт:  със самотна майка, на най-низова журналистическа работа, без  семейство, без деца и без престижно име. И интервюто с него далеч по-добре от мен ще разкаже какво е достигнал той от незавидното начало на своя път.
               Преоткритието му след повече от двадесет години във вид и амплоа, най-малкото любопитни и  за по–широк читатели, ми даде повод да се обърна към него  с  този свойствен за нас буламач от удивление, възхищение и ирония, с които ние, пишман аристократите, успокояваме своята самовзискателност.
               
             
           
Александр Архангельский: “Я пострадал за великий еврейский народ”


 Бася ГРИНБЕРГ
 24 июля 2007
 8813
В телепередаче “Тем временем” он размышляет о высоком, то бишь о культуре и просвещении. На “Эхе Москвы” – спускается на грешную землю, анализируя события политические. Он ученый муж, о чем свидетельствует соответствующая степень, и отец четверых детей.
В телепередаче “Тем временем” он размышляет о высоком, то бишь о культуре и просвещении. На “Эхе Москвы” – спускается на грешную землю, анализируя события политические. Он ученый муж, о чем свидетельствует соответствующая степень, и отец четверых детей. — Александр, сколько вам лет? — Сорок четыре. — В свои сорок четыре вы занимаетесь наукой, пишете учебники и книжки, ведете радио- и телепередачу… Как удается везде поспевать? — Строго говоря, наукой я уже не занимаюсь. Ею нужно либо заниматься постоянно, либо не заниматься вовсе. У меня есть определенные академические навыки, которые пригождаются в жизни, только и всего. Но вы правы, я защитил диссертацию на филфаке в Педагогическом институте имени Ленина и преподавал довольно долго, почти двадцать лет. Сначала в том же Ленинском, потом в консерватории на гуманитарной кафедре… Но я никогда не зарабатывал преподаванием. Кроме, конечно, того периода, когда читал лекции на Западе, в Женевском университете. Я преподавал там историю русской цивилизации. — Получается, вы пожертвовали наукой ради журналистики? — Нет-нет. Есть ученые по призванию. Я все же таким никогда не был. Даже когда занимался научной деятельностью, это скорее можно было назвать просвещением. А сегодня у меня колонка в «Известиях», в журнале «Профиль», в «РИА-Новостях», еженедельная телепередача «Тем временем» на канале «Культура» и еще раз в неделю эфир на радиостанции «Эхо Москвы». Если бы я совершенно не нуждался в деньгах, наверное, от чего-то лишнего отказался бы, но только не от публичных лекций, этим бы продолжал заниматься даже бесплатно. Хотя я достаточно хорошо получаю за свои лекции в регионах. — Неужели в регионах настолько ценят науку, что готовы за нее прилично платить? — Во-первых, в регионах есть деньги, во-вторых, не удовлетворен интеллектуальный интерес. По крайней мере, у молодых бизнесменов. Спросом пользуется и общественная тематика, и культурная. — Ваша передача на канале «Культура» («Тем временем») рассчитана на какого зрителя? — Зритель менялся вместе с нами. Я думаю, на сегодняшний день наша аудитория — традиционная интеллигенция, причем возрастная, старше сорока. Кроме того, молодые бизнесмены. А еще нас стали смотреть студенты. То есть мы работаем для образованных людей. Серьезные люди, работающие в финансовой сфере, — тоже наша аудитория. — Но все же в большей степени передачу смотрят люди почтенного возраста? — Думаю, две трети точно. Но это канал такой. Знаете, когда-то Михаил Швыдкой сказал: «Канал «Культура» смотрят старые коммунисты и молодые правые». — А почему тогда практически всем приглашенным гостям, как правило, за шестьдесят? — Во-первых, не всем; большей части от сорока до пятидесяти — можете сами подсчитать. Во-вторых, представьте себе, что в студию приходит молодой эксперт. В двух случаях из трех ему еще просто нечего сказать. Кстати сказать, мы живем в стране, где даже у передачи такого узконаправленного телеканала, как «Культура», аудитория в миллион зрителей. А что такое миллион зрителей? Это ведь десять стадионов. Да и вообще судить о передаче по возрастному принципу не совсем верно. Пообщайтесь с Юрием Петровичем Любимовым, который родился 30 сентября 1917 года. Еще октябрьский переворот не произошел, а он уже на свет появился! Ясный, светлый ум, и какая разница сколько ему лет? — На ТВ у вас передача о культуре, а на радио — о политике. У вас такие разносторонние знания? — А вы представляете себе, как это можно заниматься культурой и не заниматься политикой? Можно заниматься политикой и при этом не заниматься культурой, но не наоборот. — Ну а вам-то что ближе? — Мне ближе сама жизнь, то есть все, что нас окружает: и культура и политика. * * * — Александр, вы счастливый отец четверых детей. В наше время это сродни подвигу. — По-моему, дети — это очень даже хорошо. Они же не только забирают, но и отдают. К тому же я достаточно зарабатываю, и мои проблемы с деньгами не идут ни в какое сравнение с тем, что испытывает в этом отношении среднестатистический россиянин. Я воспитываю двух мальчиков и двух девочек: Тимофею в этом году 19 лет, Лизе — 16, Софье — 7, а Тихону — 4 годика. По двое в каждом браке. — Удается проводить с ними достаточно времени? — Вот только не ждите от меня родительских стонов: мол, я бы хотел уделять детям как можно больше внимания и так далее. Знаете, был такой замечательный советский педагог Симон Соловейчик. Так у него была следующая формула: свет, пробивающийся под дверью отцовского кабинета, воспитывает лучше, чем все нотации на свете. Поэтому я считаю, что мой образ жизни воспитывает моих детей лучше, чем если бы я читал им нотации. У меня доверительные, хорошие отношения со всеми детьми. — У ведущего телеканала «Культура», наверное, и досуг культурный? — Ничего элитарного, все как у всех. В кино иногда хожу с детьми. Завтра, например, со средней дочкой поеду на дачу, и завтра же мой старший сын сдаст экзамен в институте и присоединится к нам. Погуляем, съедим окрошку, а ночью обратно поедем. — Вы строгий отец? — Скорее, да. Я считаю, что родители в глазах детей должны чувствовать авторитет. Когда выступал на выпускном вечере старшего сына, сказал учителям спасибо за то, что они не мешали мне заниматься своим делом. Я проверял дневник не больше трех раз за все 11 лет обучения сына. Думаю, у детей должен быть сформирован запрос на информацию, на образование. Если дети видят, как родители читают книги, а гости семьи в беседах приводят цитаты из хороших произведений, — это же откладывается на подкорку и формирует жизненную установку. Мой сын учится на мехмате, и там, скажу я вам, наркотиков нет вообще. Там учатся дети из простых семей, что хорошо. Ведь где лишние деньги, ничего доброго не происходит. Да и школа, в которой учился Тимофей, была самой обычной. Ведь что главное в школе? Хорошая атмосфера, дети должны адаптироваться к социуму. Им жить здесь, в России, поэтому и среда обитания должна быть нормальная — та, в которой потом придется существовать, а не элитарная. Ну, разумеется, в десятом и одиннадцатом классах образование необходимо наращивать за счет частных учителей… — Александр, вы живете недалеко от Старого Арбата. Детство прошло там же? — Да нет. Эту квартиру купил не так давно, а родился в Сокольниках. Жил в Матвеевке, потом около метро Планерная, Октябрьское Поле, Баррикадная… Хорошо жить в центре. Я работаю допоздна, и когда нужно возвращаться домой, нет беспокойства, что на дорогу придется потратить много времени. — А кто ваши родители? — Маму зовут Людмила Тихоновна, она меня одна растила. С отцом разошлась, когда я был совсем маленький. Мама работала машинисткой на радио в том самом здании, где сейчас расположен телеканал «Культура». Кстати, мне это место памятно еще и тем, что там находилась редакция «Пионерской зорьки» советского детского радио, где я и начинал свой трудовой путь. Это было ужасно. — А это еще почему? — Я всегда готов идти на компромисс, но всему есть предел. Меня просто тошнило от самого способа производства передачи, от ложного какого-то барабанно-пионерского задора, от того, что в редакции работали люди с 50-х годов, и снять их никто не мог. Представляете, на столе главной редакторши лежал список писателей, напротив каждой фамилии прописан эпитет, который можно было употреблять только в отношении него. Например, Пушкин Александр Сергеевич — гениальный, Толстой Лев Николаевич — великий и так далее. Я проработал там всего девять месяцев, не выдержал и уволился. Но, как видите, окончательно с радио не ушел… * * * — Александр, а в вашей дружной семье сохранились какие-нибудь традиции — например, Новый год встречать вместе или отмечать дни рождения. — Новый год не всегда удается. Ведь двое моих старших детей встречают его со своей мамой, то есть с моей первой женой. А насчет дней рождения… Знаете, вот уж лет пять точно я свои отмечаю в командировках. — Хорошо, ну а как насчет национальных еврейских традиций? — Я вас разочарую: я не еврей. Моя внешность — в греческую родню со стороны мамы. Правда, греческой крови во мне всего-то одна восьмая. А вот у моей второй жены — да, есть еврейские корни. Фамилия ее дедушки — Бронштейн… Правда, и я успел пострадать за великий еврейский народ. Помню, когда пришел поступать в аспирантуру Ленинского педагогического, начальница отдела посмотрела на меня внимательно и заявила: «А вам лучше не поступать». Я удивился: «Почему?» Она подумала и ответила: «А потому…» — Но, судя по передаче «Тем временем», вам и по работе приходится общаться с представителями, как вы говорите, великого еврейского народа. — Конечно, это ведь интеллектуальная передача. Евреи на протяжении всей истории определяли свою идентичность посредствам интеллекта. Интеллект нельзя потерять, это то, что всегда остается с тобой. В интеллектуальных сферах почти все представители именно этой национальности. У них с одной стороны аналитический склад ума, а с другой — эмоциональность. — В Израиле бывали? — Да. Ну что тут скажешь — великая, фантастическая страна. Кстати, я немножко занимался историей Палестины, читал описания путешественников XIX века. Конечно, то, что можно увидеть сегодня в Израиле, совсем не похоже на картинки из жизни прошлого. В наши дни это зеленая, обжитая страна… Еврейские кварталы от арабских легко отличить по наличию зелени и отсутствию грязи. Странно, вроде бы одни и те же исторические корни и природно-географические условия, а жизнь совершенно иная. Что до политики, думаю, евреев губит упрямство. Последние двадцать лет на политической сцене просто сплошная череда ошибок. С арабами нужно было договариваться раньше: давать в 70-е годы даже больше, чем они хотели, автономию, либо уже потом не отдавать ничего. В истории нельзя демонстрировать слабость. И то, что происходит сейчас, — очень большая ошибка. Боюсь, дело может кончиться потерей Восточного Иерусалима. Но за этим может последовать гибель Израиля. Надеюсь, до этого не дойдет… * * * — В вашей телепередаче существуют запретные темы? — Конечно. Никогда не буду обсуждать корпорацию, где работаю, не стану говорить о телевизионной деятельности своих коллег. Вот когда закончу заниматься телевидением, тогда пожалуйста. Ты не можешь быть судьей тех, с кем работаешь на одном поле. — А как насчет запретных тем в политике? — Думаю, не стану обсуждать личность Владимира Владимировича Путина. Я все же работаю на государственном канале, и у меня есть определенные ограничения. Да и вообще, его личность мне не очень интересна — отличие от деятельности. Что касается политики в целом — се, что происходит после 25 октября 2003-го, я считаю ошибкой. В тот день задержали Ходорковского, и как бы кто ни относился к этому бизнесмену, но именно его арест повлек за собой цепочку последствий, которые, с моей точки зрения, ведут нас к тупику. Понимаете, когда Путин в послании к Федеральному собранию говорит об усыновлении, — я его поддерживаю, а вот когда только два раза употребляет слово «демократия» и то с негативным оттенком, — я резко против. И уверен, что это не то будущее для страны, где живут и мои дети.
Комментарии:

    14 июня 2017
    Светлана
    Забавно, что комментирующие этот текст сосредоточились не на содержании его высказываний, а на его мифическом еврействе.... Я это называю "антисемитизм второго типа" - раз он им не нравится, значит, несомненно, еврей!
    20 апреля 2017
    Леонид
    по крови не совсем, но по духу - таки да, хитрый, враждебный и умный.
    7 апреля 2017
    татьяна
    а почему же тогда, господин Архангельский, вы не в Израиле ? И в этой стране очень много недостатков и несправедливого. Но об этом вы ни слова не говорите
    20 июня 2016
    геннадий
    еврей. плохо ли это хорошо ли... еврей.

Добавить комментарий:

ЛАЗАРЬ ЛАЛЕВ:  СРЕДИ ЗНАКОМЫХ  ИНТЕЛЛИГЕНТОВ ВЫХОДИТ ВЫ САМЫЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ТИП. ЭТО БЕЗ ШУТКИ: ДАЖЕ ОТЦОВСТВО 4-ЕХ ДЕТЕЙ ДОСТАТОЧНО РЕСПЕКТИРУЕТ. ГЛАВНОЕ  ВЫ  ВЫДЕЛЯЕТЕСЬ  РЕДКОЙ В НАШЕ ВРЕМЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬЮ  В КАКОМ-ТО ЗОЛОТОМ СЕЧЕНИИ. ДА И ДЕТИ "В ЗОЛОТОМ СЕЧЕНИИ" – ДВА МАЛЬЧИКА :ДВЕ ДЕВОЧКИ. И ВСЕМУ НАХОДИТСЯ ВРЕМЯ, СООТСВЕСТВУЮЩИЙ ПОДХОД И ПОСТУПОК, НУЖНО СЛОВО – И В ЖИЗНИ, И В ПРОФЕССИИ. СУДЯ ПО ВАШИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ВЫ ОЧЕНЬ ПРИЕМЛЕМЫЙ, НЕ ТЕРЯЯ СВОЕГО ОРИГИНАЛЬНОГО СТИЛЯ. ЧУТЬ БОЛЬШЕ ГЛУБИНЫ, НЕ ПОМЕШАЛО БЫ, НО И  ТАК УМЕЕТЕ  БЫТЬ ЛЕГКИМ НА ПОДЬЕМЕ БЕЗ ЛЕГКОМЫСЛИЯ И  В ПРЕДЕЛАХ  МИНИМУМА ПО ТЕМЕ ДОСТАТОЧНО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ. ПРИЧЕМ НА ВСЕ ХВАТАЕТ УМА И СИЛ. И ЗАРАБОТОК – СООТСТВЕТСТВУЮЩИЙ, И ОПЯТЬ "ПО ЗОЛОТОМУ СЕЧЕНИЮ – ЗАСЛУЖЕННЫЙ  – ТОЧЬ В ТОЧЬ. И ГОРДО НЕСЕТЕ ФАКЕЛ ОПТИМИЗМА НАД  ГОЛОВАМИ ОТЧАЯННЫХ, НЕ НАШЕДШИХ СЕБЯ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ. СЛОВОМ СВОЕЙ ВЫДЕЛКОЙ ВЫ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ПРИ ВСЕМ ВЫСОКОПАРНОМ ЗВУЧАНИИ ЭТОГО  НЕ ОЧЕНЬ УМНОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. НО БОЛЕЕ АДЕКВАТНОГО НЕ НАХОЖУ. КРОМЕ ЛЕНИНСКОГО "ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ". ПУ – ПУ, ЧТОБЫ НЕ СГЛАЗИТЬ, ДЬЯВОЛЬСКИМ ОКОМ НАШЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ.



Гласувай:
1



Няма коментари
Търсене

За този блог
Автор: lazarlalev
Категория: Лични дневници
Прочетен: 186180
Постинги: 243
Коментари: 48
Гласове: 86
Архив
Календар
«  Март, 2024  
ПВСЧПСН
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031